23 Декабря 2019
ПРОКУРАТУРА УСТЬ-ТАРКСКОГО РАЙОНА ИНФОРМИРУЕТ

ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 января 2019 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса РФ.
Законодатели уточнили порядок назначения принудительных работ, а также определили, что за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Установлена уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ужесточена ответственность за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций.
Принудительные работы
Нормами новой редакции статьи 53.1 УК РФ предусмотрено, что при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более 5 лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ, принудительные работы не применяются.
Определено: принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ.
Новой редакцией статьи 80 УК РФ предусмотрено, что не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение: преступления небольшой или средней тяжести — не менее 1/4 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами; тяжкого преступления — не менее 1/3 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами; особо тяжкого преступления — не менее 1/2 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами.
Новой редакцией статьи 58 УК РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности предусмотрено отбывание части срока наказания в тюрьме.
При этом период отбывания наказания в тюрьме после зачета времени содержания лица под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора суда должен составлять не менее 1 года.
В статье 76.1 УК РФ перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, дополнен:
статьей 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»;
частью первой статьи 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав»;
частями пятой-седьмой статьи 159 УК РФ «Мошенничество»;
частью первой статьи 159.1УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования»;
частью первой статьи 159.2 УК РФ «Мошенничество при получении выплат»;
частью первой статьи 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием электронных средств платежа»;
частью первой статьи 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования»;
частью первой статьи 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации»;
частью первой статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата»;
частью первой статьи 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
В статье 145.1 УК РФ добавлено примечание, в соответствии с которым лицо, впервые совершившее преступление по невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат гражданам, освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме полностью погасило задолженность, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством РФ, и если в действиях такого лица не содержится другого состава преступления.
Изменена редакция статьи 170.1 УК РФ, в соответствии с которой установлена уголовная ответственность, в том числе за внесение в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета, заведомо неполных или недостоверных сведений и за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физлицами и ИП денежных средствах, совершенное в крупном размере, и за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статьей 170.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде:
штрафа в размере от 300 000 до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет;
ограничения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
принудительных работ на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2019 Г. № 421-ФЗ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НЕ ВСТУПИЛ В СИЛУ)
В абзац десятый пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" изложен в следующей редакции:
"использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;"
Поправками запрещено использовать не только нацистскую символику, но и атрибутику, а также символику и атрибутику, сходные с ними до степени смешения.
При этом предусмотрено исключение для случаев использования атрибутики и символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ регулируются отношения в сфере информации, информационных технологиях и о защите
Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации:
• сведений, отнесенных к государственной тайне;
• конфиденциальной документированной информации;
• персональных данных.
Следует отличать информацию, работающую в режиме тайны, от информации соотносящейся со способностью лица к полезной деятельности, т.е. знаний, навыков, умений, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника – способности выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности.
Нормативно-правовые документы регулирующие защиту информации
Основополагающим законом является Федеральный закон РФ «О информации, информационных технологиях и о защите информации».
Статья 16 Закона характеризует понятие «Защита информации» и определяет её направленность на:
- обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
- реализацию права на доступ к информации.
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Закон устанавливает обязанности обладателей информации и операторов информационных систем.
Эти обязанности сводятся к обеспечению:
1. предотвращения несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2. своевременного обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации;
3. предупреждению возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4. недопущению воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование.
Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
Статья 183. УК РФ предусматривает наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Организационно-правовые формы защиты государственной тайны
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Понятие государственной тайны определено в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2).
Таким образом, исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.
Общая организация и координация работ в стране по защите информации, обрабатываемой техническими средствами, осуществляется коллегиальным органом – Федеральной службой по техническому иэкспортному контролю (ФСТЭК) России при Президенте Российской Федерации, которая осуществляет контроль за обеспечением в органах государственного управления и на предприятиях, ведущих работы по оборонной и другой секретной тематики.
Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Развитие информационных технологий побуждает к постоянному приложению совместных усилий по совершенствованию методов и средств, позволяющих достоверно оценивать угрозы безопасности информационной сферы и адекватно реагировать на них.
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» № 436-ФЗ
С 1 сентября 2012 года начал действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию».
Федеральный закон направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.
Актуальность данной проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».
Законом введено само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
Делится она на два основных вида:
1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — нормативный акт, предусматривающий отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста.
Федеральным законом № 139-ФЗ были добавлены исключения для «информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети „Интернет“, кроме сетевых изданий», и для комментариев и сообщений, размещаемых на сайте сетевого издания его читателями.
Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа
Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.
Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий. Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.
Надзор и контроль за исполнением данного закона осуществляется с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».